«ХОРОШО» И «ПЛОХО» ИРИНЫ ПЕЛЬТЕК
Последний раз мы делали интервью с директором Калчевской школы Ириной Пельтек лет десять назад. И вот я в очередной раз в Калчево. Есть время. Почему бы не заглянуть в школу? Ведь именно по молодому поколению можно судить, есть ли у населенного пункта будущее или, по крайней мере, о том, каким оно видится. И кто как не директор знает об этом лучше всего?
- Знакомьтесь, это Антонина Филипповна Касап – не просто человек, а клад. Работает в школе уже более сорока лет, - тут же знакомит меня Ирина Борисовна не только со своей коллегой, но, как оказалось, учителем – своим и своих детей. – Это благодаря ей я выбрала профессию учителя…
- Не надо обо мне, - скромно перебивает ветеран педагогического труда. - Я – человек прошлого. Вы лучше напишите, какой отличный, энергичный, любящий свое дело руководитель Ирина Борисовна, как в это непростое время она умеет создать благоприятные условия для учащихся и учителей. Вы только посмотрите, как наша школа преобразилась – в коридорах живые цветы, красивые занавески, оборудован методкабинет, есть зона отдыха для учителей; забор вокруг школы заменили, окна новые установили. Это она сделала все, чтобы не закрыли здание начальной школы…
А все потому, что Ирина Борисовна, как заверяет ее коллега, не только прекрасный руководитель, учитель, чьи воспитанники – призеры районных и областных олимпиад, но обладает талантом менеджера. Умеет находить спонсоров, договариваться с ними. Естественно, директором она не родилась и, по собственному признанию, к этой высокой должности не стремилась. Начинала рядовым учителем географии в родной школе, а спустя три года была уже назначена завучем и включена в резерв директоров. Приходилось не раз заменять тогдашнего руководителя школы, которая часто болела. А когда предшественница ушла из жизни, Ирина Борисовна поняла, что не может подвести ту, которая так ей доверяла, которая так хотела, чтобы именно она стала у руля школы. Было непросто.
- В первое время на меня не раз накатывали минуты отчаяния. Я даже к батюшке за советом ходила, пыталась понять: что это, наказание - руководить школой? Священнослужитель объяснил, что это - испытание, которое я могу и должна пройти. Вот и прохожу уже пятнадцатый год…
За тридцать лет в образовании у Ирины Борисовны появилась своя система ценностей, которую она пытается передать школьникам. «Научи школьника, чтобы было потом у кого учиться!» - ее постулат. И она учиться у них, представителей другого времени и иных взглядов. Убеждает, дискутирует. С чем-то соглашается, что-то не приемлет. Например, очень поразило директора проведенное анкетирование среди учащихся средних классов, которые в большинстве своем утверждали, что для того, чтобы в жизни чего-то добиться, надо обладать всего-то тремя качествами - льстивостью, хитростью, наглостью. Как объяснили сами дети, кто наглый, тот сильный, а кто сильный, тот способен победить слабого. Да и «у сильного всегда бессильный виноват».
- Я уже точно не смогу овладеть этими качествами, - говорит Ирина Борисовна, - стараюсь и детям объяснять, чем они чреваты. Ведь добро тоже бывает разным. Хорошо, когда оно – в рамках закона и нравственных канонов, а если нет – то и не добро это вовсе. И жизнь в конечном итоге это докажет. Не устает и она в свою очередь поражать своих учеников. Вот их, например, очень интересовало, почему она, так хорошо ориентирующаяся в экономике, уже давно не бросила школу и не занялась более престижным, по их мнениям, занятием бизнесом. Учитель не лукавила и честно ответила: «Я не умею рисковать, как того требуют законы бизнеса, не умею проигрывать».
- Молодежь – своего рода показатель будущего того или иного населённого пункта. Так есть ли у Калчево – безмятежное будущее, как считаете?
- Я в это верю. Хотя причин для оптимизма мало. Наше будущее – наши дети - уезжают из села, в том числе и мои. А все потому, что нет источника дохода, работы в селе. Лично знаю молодых ребят, которые по этой причине даже семьи не создают. Другие вынуждены отправляться на заработки, оставляя семьи, от чего последние зачастую распадаются. Я мечтаю, чтобы дети – и мои родные, и дети нашего села – ставили себе более высокие планки и покоряли их. Я часто говорю им: «Вы должны постараться добиться немного больше, чем ваши родители. Нет у родителей специальности – вы должны ее получить и т. п. Совершенствуйтесь, обретайте новые навыки. Иначе в жизни будет очень трудно». Меня, вот, в ходе недавнего областного конкурса «Директор года» спросили: «Когда Вы себя уважаете?». Я призадумалась и ответила: «Когда ставлю цель и достигаю ее, когда эта цель приносит радость и пользу не только мне, но и другим». Учу и детей – получать именно от этого в жизни удовольствие, не завидовать, радоваться чужим успехам так же искренне, как личным. Тогда и будущее у нас будет, и жить гораздо лучше станем.
Автор: Алла КАРИЗА
|