КАЛЧЕВСКАЯ СВЯТО АРХАНГЕЛА-МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
На Болградщине в каждом селе
восстановлены или заново отстроены христианские святыни - Божьи храмы. Калчевская
Свято Архангело-Михайловская церковь восстановлена одна из первых в районе.
Эта церковь имеет свою историю. Известно, что религиозные притеснения являлись
одной из важнейших причин вынужденного переселения болгар из родных мест. Они
искали новую родину в христианском крае Бессарабии, где и получили свободу
вероисповедания.
После Парижского мирного
договора 1856 года Молдавское княжество начало притеснять бессарабских
колонистов.
Недалеко от границы на
российской территории произошло второе переселение части колонистов из Болграда,
Каланчака, Татарбунар, Каракурта. В 1861 году было основано с. Калчево. Когда
люди переходили границу, боясь преследования властей, они скрывали следы от
подвод, на которых перевозили свое имущество, подвязывав ветку дерева, которая
заметала следы.
Жили в селе в основном
болгары. Колонисты занимались земледелием, животноводством, виноградарством и
огородничеством. Обустраивали жилье и хозяйственные постройки. А когда
более-менее встали на ноги, поняли, что земля землей, а пора и о душе подумать.
В первые годы калчевцы не имели возможности построить
в селе настоящую церковь, т.к. не хватало денежных средств. В 1867 году
народным методом был построен Свято Архангело-Михайловский молитвенный дом. здание
было сооружено чамурное, покрыли его камышом. Колокольня при нем держалась на
двух столбах. Священнослужителем был Филипп Бошняк. Точное место расположения
его сегодня не известно. Есть предположение, что находился он в южной части ул.
Гагарина.
Известный российский
исследователь Бессарабского края в XIX веке А. Скальковский писал: «...
жители сберегли не только свою веру, старые обычаи своей Родины, но также язык,
не говоря уже об именах и фамилиях родной Болгарии».
Богослужение осуществлялось на
церковнославянском языке, допускался и болгарский язык. Церкви сельская община
отвела 54 десятины пахотной земли и 6 десятин сенокосной.
С ростом села жители поставили
вопрос о строительстве нового храма.
Средства на постройку
собирались задолго до начала строительства. Старостой села был в те времена
Бундев Дмитрий Иванович. С его участием было выбрано место под будущую церковь.
Все жители Калчево приняли участие в заготовке строительных материалов. Пиленый
камень ракушняк привозили в порядке очереди на подводах. Везли его за 50 км из
Главан и Девятлия (Делены) Арцызского района. И поднимали на стены вручную.
Интересно, что если приходила очередь ехать за камнем в период жатвы, то люди
оставляли работу в поле и ехали за камнем, чтобы стройка не останавливалась.
Строительство церкви требовало
огромных материальных затрат. В 1878 году, когда стали закладывать фундамент,
увидели, что грунт песчаный. Приняли решение укрепить его под всей площадью
здания будущей церкви, которая служила бы жителям села на многие годы и укрепляла
бы веру, нравственность, воспитывала бы у людей совесть и человеколюбие.
Для приготовления раствора при
воздвижении стен использовали хорошо выдержанную гашенную известь, алебастр и
мелкий песок.
Для церковной ограды был заказан камень больших
размеров, который в последствии
был уложен в
шахматном
порядке вокруг церкви. Изготовлены окна, двери, заказаны колокола, иконостас,
кресты, церковная утварь и многое другое. Особое место занимало изготовление
алтаря, расположение икон на иконостасе, роспись стен и свода. Некоторые иконы
были подарены новостроящейся церкви.
И вот
наступил долгожданный 1882 год. 8 ноября (по старому стилю) после четырехлетнего
строительства церковь была освящена в честь Свято Архангела Михаила. Она распахнула свои
двери прихожанам. Сотни людей собрались в этот день у врат святой обители.
Службу проводил священнослужитель Федор Петров, ему помогали священники,
приехавшие из Кишиневской епархии, Болградского Преображенского собора и
соседних сел. Этот день стал праздником для жителей села Калчево. В душах людей
стало светлее.
Для священника жители своими
руками построили добротный дом.
Выходец из нашего села Мирон
Андреевич Аджийский (1910 года рождения) рассказал интересный случай. «В день освящения церкви на сходе жителей
села был избран новый староста. Им стал Николай Аджийский. Ему было поручено
вместе с другими зарезать трех быков (по обряду крещения церкви). С первым
староста справился, а второй нанес ему сильную травму. Отвезли его на подводе
в Болград для оказания медицинской помощи в земскую больницу. Там его встретил
доктор Николай Кулев, с которым до переезда семьи Аджийских из Болграда в
Калчево. Коля Аджийский жил на одной улице. Впоследствии Кулев Николай получил
медицинское образование во Франции. И вернулся работать земским врачом в
Болград. (Напомню, дом, в котором жил Кулев сохранился; расположен он по ул.
Инзовской, напротив школы № 2. Там до недавнего времени располагалась станция
ЮННАТов. Дом представляет собой историческую ценность).
Увидев своего товарища травмированным, врач его осмотрел
и успокоил, что не даст ему умереть. Так и случилось, вернулся в село Николай
Аджийский в должности сельского старосты».
Калчевцы исправно исполняли
атрибуты христианства: строго держали посты, в праздничные и воскресные дни ни
в коем случае не работали, регулярно посещали церковь, по нескольку раз в году
причащались.
Среди
жителей села были люди, которые посещали святые места. С конца XIX века
начались паломничества в Иерусалим. Поездки по святым местам готовились
задолго, средства откладывались не один год. Эти путешествия, как правило,
совершались зимой, в свободное от полевых работ время.
Так, в семье Парапан Николая
Николаевича это стало традицией. Посетив святое место мужчина имел право носить
серебряную серьгу на левом ухе. Таким людям оказывали особые почести и сами
они отличались благочестием и справедливостью.
Из поездок привозили церковную
утварь, книги, которые дарили церкви. А украшения -бусы, браслеты, крестики
оставляли дома и передавали из поколения в поколение, как самое дорогое наследие.
Первых священников Ф. Бошняк,
Ф Петрова и членов их семей хоронили на территории церкви. Пожилые люди села помнят эти могилы с
мраморными памятниками
и железной
оградой. Церковь оказывала различные пожертвования. Что сказывалось на ее материальном положении.
Перечислю некоторые из них в XIX - начале XX веков: в пользу вдовам и сиротам; нуждающимся славянам; Православным в Палестине; православным на Кавказе; бедным церквей
империи; больным
и раненым
в войне; в
пользу Красного Креста; в пользу церковным школам; на сооружение царского храма дома Романовых; храма во имя Сергия Родонежского; помощь пострадавшим в русско-японской войне; сбор на ремонт Болградского Кафедрального собора.
Хотя эти отчисления были небольшими, они отнимали
много ресурсов, что сказывалось даже на том, что церковь испытывала материальную
нужду.
В 1903 году священником был
назначен Константин Иванович Киранов, болгарин, родом из села Деветлия
(Делены) Арцызского района. Службу осуществлял неплохо, прихожане его уважали.
Его деятельность была направлена на борьбу с пережитками язычества, не совместимыми
с христианством. Тогда была пресечена традиция шествий «ряженых» - «кукеров».
В жизни церквей и в жизни
народов бывают трагические периоды. Печальную участь постигла Калчевскую
церковь в 50-х годах прошлого века. Она была закрыта, сняты колокола, утварь
разграблена, а сама церковь стала постепенно приобретать неприглядный вид.
Каменный красивый забор и сторожка были разобраны.
Много лет здание пустовало, а
в 60-е годы было отдано под спортивный зал школы. Затем там разместили
сельповский склад.
Когда в районе многие церкви
начали разрушать, было такое предложение и по нашей церкви. Жители села не
допустили этого. На требование снести церковь ответили: «Не мы ее строили, и не нам ее
разрушать».
Однако в селе рождались дети,
их надо было крестить, умерших
отпевать. И тогда
жители
села стали обращаться к бывшему псаломщику церкви Смирнову Александру Дмитриевичу. Он исполнял
эти обязанности, никому не отказывая. За это люди ему были очень благодарны.
Дед Саша получил кличку Поп.
За десятилетия люди ощутили необходимость духовного возрождения. В 50-е годы XX века, когда подул свежий ветер перемен, жители села обратились к митрополиту Одесскому и Измаильскому о возрождении храма.
Все желающие помочь жертвовали
деньги, было собрано около 40 тысяч рублей, чтобы вдохнуть в церковь новую
жизнь.
Работа закипела, были изготовлены новые купола, стены побелены. Церковь засверкала новизной. Хочется назвать тех, кто приложил много сил в ее восстановлении. Это Касап Иван Иванович - староста, Камбур Михаил Иванович, Степанов Семен Михайлович, Степанов Борис Трифонович, Степанов Петр Петрович, Николов Иван Дмитриевич, Парапан Николай Николаевич, Деревенский
Дмитрий Дмитриевич, Нотевский Николай Дмитриевич, Геневский Николай Иванович,
Плачков Михаил Андреевич
(изготовил алтарь).
Настоящим мастером показал
себя плотник и жестянщик Колиогло Алексей Ульянович, изготовивший по старым
фотографиям купол церкви.
Большая заслуга в возрождении
церкви принадлежит бывшему председателю колхоза Каназирскому Ивану
Николаевичу. Именно он оказывал помощь различными строительными материалами и
всячески содействовал в возрождении церкви. А в последствии преподнес в
качестве личного подарка большую люстру.
В этот период как-то особенно
ощущался духовный голод и желание людей зажечь в церкви молитвенную лампадку.
Вскоре в село по направлению
приехал выпускник Одесской духовной семинарии отец Георгий. Наступил
долгожданный день Освящения церкви. Это было в 1991 году в марте месяце. Его
провели священники Болградского Преображенского собора и священнослужители из
Измаила. Собрались жители села, приехало много верующих из соседних сел. Церковь,
сверкая новизной побелки и яркостью куполов, принемала прихожан.
Для священнослужителя жители
села построили дом, провели газ, т.е. создали все условия для жизни. Вскоре
отец Георгий был переведен на службу в другую церковь. Вместо него приехал
отец Олег (Мокряк). Занялся он газификацией церкви, благоустройством и
озеленением территории.
В 1999 году отец Олег был
переведен на службу в г. Измаил. А из Измаила в село переведен отец Андрей
(Недялков). Много делает он для духовного и православного воспитания жителей
села. Проводит беседы на болгарском языке, и, по отзывам, умеет делать их
интересными и поучительными. За это жители села очень уважают и прислушиваются
к советам отца Андрея. Жива в людях вера в добро, справедливость, в честность,
в неповторимость человеческой
жизни, ее непреходящую ценность.
То, что создано на века,
должно быть вечно. Об этом, наверное, и поют колокола на колокольнях
вновь построенных храмов. Сегодня церковь становится красивее благодаря
пожертвованиям семей Аврамовых и В. И. Кружкова.
В завершении хочется напомнить
слова академика Д. С. Лихачева «Долг и память - вечные нравственные и духовные
понятия».
И. И. Аврамов, историк с. Калчево.
На фото: церковный хор в 1932 году со священником Константином
Кирановым и
старостой
села. В живых осталась только одна женщина - Деревенская Мария Дмитриевна в пер вом ряду третья слева.
|